Классный час

17 июня
Что бы каникулы были в радость


10 июня
Что бы лето было в радость


3 июня
Твое безопасное лето


27 мая
Международный день защиты детей. Как его празднуют в разных странах



20 мая
Герои - молодогвардейцы.


13 мая
Города-герои


6 мая
Вспомним их поимённо...



29 апреля
Правила поведения в общественных местах.




22 апреля
Готовим декор для Пасхи.
Посмотри, каких нарядных зайчиков можно сделать из бумаги. Попробуй сделать сам.



15 апреля
Готовим декор для Пасхи.
Посмотри, каких нарядных зайчиков можно сделать из бумаги и салфетки. Попробуй сделать сам.





8 апреля
12 апреля - День космонавтики


25 марта
Здравствуй, книжкина неделя





8 февраля - День юного героя- антифашиста.



4 февраля
Простые правила безопасности



https://ok.ru/video/2070201371262

18.11.2021

18 ноября День рождения Деда Мороза







      12.11. 2021

Классный час «Путешествие по городу вежливости»
Задачи: 1). Повторить и закрепить формы вежливых обращений с людьми.
2). Обратить внимание на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3). Воспитывать чувство товарищества и дружбы.
                                                   Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о чем- то очень важном и будем путешествовать по необычному городу. Он называется город «Вежливости». Путешествие будет воображаемое.
1-я станция «Добрая»
- Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.
Стихотворение О. Дриз «Добрые слова»
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
« С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед.
«Добрый вечер!» - так встречаю всех домой спешащих к чаю.

- Не только слова, но и поступки должны быть добрыми. Давайте вместе решим задачу.
По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов: 1 портфель, 3 книжки и один большой сверток. Одна из книг упала.
- У вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? – удивился тот.
- Конечно. – объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которые ты еще не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

2-я станция «Культурная».
- Сейчас вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым и внимательным.
1). Игра «Вежливо или невежливо»
1. Мама послала вас к соседке попросить в долг муки. Как вы это сделаете?
2. Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?
3. Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?
4. Ваши товарищи пригласили вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?
3-я станция «Вежливая»
- Ребята, а почему вежливые слова называют еще «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете?  Прочитайте стихи об этом .Добрый день. Доброго пути.
-Добрый день! – тебе сказали. Нам желают: «Доброго пути!»
- Добрый день! – ответил ты. Будет легче ехать и идти.
Как две ниточки связали – Приведет, конечно, добрый путь
Теплоты и доброты. Тоже к доброму чему-нибудь.
Здравствуйте. Спасибо.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку. За что мы говорим «спасибо»?
- Здравствуйте! – улыбнется он в ответ. За все, что делают для нас.
И, наверно не пойдет в аптеку И мы припомнить не могли бы-
И здоровым будет много лет. Кому сказали, сколько раз?
Простите. Пожалуйста.
Простите, я больше не буду Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Нечаянно бить посуду, Повторяем его поминутно.
И взрослых перебивать, Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
И что обещал – забывать. Нам становится неуютно.
Но если я все же забуду-
Простите, я больше не буду.
Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь – они просты и не новы.
Но я еще повторю все равно:
Добрые люди, будьте здоровы!

 

- Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили. А сейчас прочитайте вредные советы. Вам нужно определить, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
1-й совет.                                                                          2-й совет.
Если ты пришел к знакомым-                                    Если друг на день рожденья
Не здоровайся ни с кем,                                              Пригласил тебя к себе,
Слов «пожалуйста», «спасибо»                                  Ты оставь подарок дома-
Никому не говори.                                                       Пригодится самому.
Отвернись и на вопросы                                              Сесть старайся рядом с тортом,
Ни на чьи не отвечай,                                                  В разговоры не вступай:
И тогда никто не скажет                                              Ты во время разговора
Про тебя, что ты болтун.                                              Вдвое меньше съешь конфет.

3-й совет.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

4. Станция «Драчливая»
- О ком говорят: «Драчлив, как петух»?
- А как вы думаете, с чего обычно начинаются драки?
- А нужно ли давать сдачи, если вас кто-то ударил? К чему может привести то, что вы дали сдачу?
Вот какой совет дает А. Л. Барто в стихотворении «Если бьют…»
У мальчишки после драки
Отличительные знаки,
Он не плачет от царапин,
Нет, наоборот,
Он, услышав голос папин,
Говорит: - ну вот,
Все в порядке! Я им выдал!
Я им дал сполна!
И отец с довольным видом
Смотрит на сынка.
И сегодня на бульваре
Дрался он как лев,
Двух обидчиков ударил,
Сразу осмелев.
- Молодец! – одобрил папа-
Вот теперь ты не растяпа.
И запомни впредь: затевать позорно драку.
Если бьют тебя, однако,
Если бьют – ответь.

- А какой совет вам бы дали ваши родители? Можно ли сказать, что папа дал мальчику верный и хороший совет?
О драках народная мудрость гласит:
Подыми руку, но не ударь.
Дракою прав не будешь.
Ссора до добра не доведет.
Не в кулаках сила, а в уме.

5. Станция «Дружеская»
- К сожалению, в школе не изжиты драки ребят в классах, на переменах. Поэт Б. Заходер рассказал об этом в своем стихотворении «Мы друзья».
1. С виду мы не очень схожи:
Мишка толстый,
Я - худой.
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!...
Дело в том, что он и я
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе отстаем!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Миша?
Что-то Дима,
Позабыл./
 И я забыл!
Ну не важно! Дрались честно
Как положено друзьям!
Я как стукну!
 Я как тресну!
 А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Словом, скромничать не буду-
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Димкина сестра
Облила нас из ведра!
 С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется,
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя.
Итог.

- Ребята, вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, строителями, врачами, милиционерами и т. д. есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая станет самой интересной. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.
- Так, что же такое вежливость? (Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность)

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те кто не пользуются «волшебными» словами, они ходят грустные, как тучка.

    


                            08.10.2021

Интеллектуальная игра «Обо всем на свете» 

 

Цель: Проверь свою эрудицию

1 конкус «В мире книг»
Кто автор?
«Русалка»
«Серая Шейка»
 «Попрыгунья стрекоза»
« Сказка о рыбаке и рыбке»-
«Дудушка Мазай и зайцы»
«Волшебное слово»-
«Каштанка»
«Цветик –семицветик»
«Крокодил Гена и его друзья»
«Маугли»
«Красная Шапочка»  
«Малахитовая шкатулка»


2 конкурс « Самый внимательный»
В тексте ,который вы сейчас прочитаете ,затаилось восемь птиц. Найдите их названия.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких пичек,а над ней –ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
3 конкурс « Музыкальный конкурс»
Необходимо в слова с пропущенными буквами вставить названия ноты, чтобы получились слова.
С..коть, во..мерка, ….но во..росли, ..гнал, ..ллар, ..ры, ..па, ..нута, пе..ход, ..ждь, ..мень ш..пка, ..рень, ..нистр, ..м, кана..йка.
4 конкурс «Догонялки»

В течение 30 секунд необходимом дать как можно больше ответов на вопросы. Если ответ не знаешь, читай «дальше»
- какие волосы у Мальвины?
- сказочная скатерть
- какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда?
- у какого дерева ствол белый?
- сколько козлят у многодетной козы?
- лучший в мире крокодил?
- пропела лето красное
- устройство для прыжков с самолета
- куча снега
- очень любил Карлсон
- школьный стол
- главная песня страны
- «красный цветок» из Маугли
- имя её т слова «зола»
- именно он надел на голову сковороду  
- приготовил кашу из топора.
- чей загорелся дом
- именно она нашла денежку  
- как попала Дюймовочка в страну Эльфов
- туда ставят оценки
- средство для мытья волос
- врач для лечения зубов
- на этом уроке бегают, прыгаю.
- именно на ней летает Баба- Яга
- он лучший доктор на свете
- любитель горшочка с мёдом
-к бабушке очень спешила
-их 12 в году
-именно их любят дети после учёбы
-только проспала спящая красавица
-что было написано на домике Пятачка
….

5.Конкурс «Грибной Кузовок»
Пойдем все вместе в лес за грибами. Собери из слогов названия грибов.
МАС-ПОД-ВОЛ-ЛЁ-ОСИ-НУШ-НОК-НО-КА-ВИК-КА-СЫ-ПОД-РО-БЕ-РЁ-ЕЖ-ЗО-ВИК-РЫ-О-ЖИК-ПЁ-ЛИ-НОК-СИЧ-КА.

7. Конкурс «Повара»
назовите как можно больше блюд на букву К

8. Конкурс «Собери пословицу»

Пословицы и поговорки – а их десятки тысяч –появились они не сразу, не в одно время. Одни появились много веков назад , другие недавно.
Две половинки одной пословицы соедини их.

Встречают по одёжке               кто от работы бежит
Скучен день                                  а делом не ленись
Тяжко тому жить                     провожают по уму.
Языком не торопись,                  один раз отрежь
Семь раз отмерь                          коли делать нечего

9. Конкурс «Знайка»
Ответь: кто или что это?
Сазан
Артишок
Хурма-
Бычки
Виноград
Кокос
Кольраби
Сморчок-
Кумыс-
Буженина
Палтус
Ярбуз 

Ответы будут на следующей неделе.


                                    01.10.2021

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЖЛИВОСТЬ!

Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

Ход классного часа


1. Прочитайте стихотворение

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшём случае «здорово!»

Он вместо «здравствуй!» говорит.

А вместо слова «до свидания!»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощание: .

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

А. Барто

- Каких слов не знает этот мальчик?

- Как ему помочь?

Вспомните, какие вы знаете волшебные слова.

Прочитайте стихотворение.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами...

И ежели вы вежливы, -

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником.

 Пред сильным не робея.

С Я. Маршак

- Какой смысл вы вкладываете в понятие «вежливый человек»?

- Какие «вежливые» слова знаете? Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни,

Знаешь - повтори.

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались, .

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»


Повторить с утра.

2. Анализ ситуаций.

Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:

1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.

2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.

- Какую ошибку допустил Максим?

3) Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову, - ответила Рита, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»

- Права ли Рита?

- Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?


3. Задумайтесь над стихотворением

ВЕЖЛИВ ЛИ ВИТЯ?

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

-Тихомиров!

Покажите нам на карте город Псков.

- Извините, - шепчет Витя, -

Я к уроку не готов!

Мы поспорили е Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в нашем споре

И пришлите нам ответ.


- Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?

- Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?

- С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? К соседям?

- Что говорите перед сном родным?

- Почему мы говорим именно эти слова?

Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.

- Каким тоном надо произносить приветствие?

- Когда говорим слова «простите», «извините»?

5. Заключительная часть.

  • Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.)
  • Напомним друг другу о правилах ведения беседы:
  • Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.
  • Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.
  • Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.
  • Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.

Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.

 



25.10.2021

Правила поведения на осенних каникулах

Итак, впереди каникулы – чудное время, которое так ожидаемо любым ребенком. Это славные деньки, когда нет учебы и, соответственно, отсутствует острая необходимость просыпаться по будильнику строго в шесть и делать дела. Но, как не странно, на каникулах тоже следует кое о чем позаботиться. И речь, безусловно, не об учебе....

Правила дорожного движения

1. Проходи по тротуару только с правой стороны. Если нет тротуара, иди по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.

2. Дорогу переходи в том месте, где указана пешеходная дорожка или установлен светофор. Дорогу переходи на зелёный свет.

3. Когда переходишь дорогу, смотри сначала налево, потом на право.

4. Если нет светофора, переходи дорогу на перекрёстке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.

5. Не переходи дорогу перед близко идущим транспортом.

6. На проезжей части игры строго запрещены.

7. Не выезжай на проезжую часть на велосипеде.

 

Правила личной безопасности на улице

1. Если на улице кто-то идёт и бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке.

2. Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: “Помогите! Меня уводит незнакомый человек!”

3. Не соглашай ни на какие предложения незнакомых взрослых. 

4. Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.

5. Никогда не хвастайся тем, что у твоих взрослых много денег.

6. Не приглашай домой незнакомых ребят, если дома нет никого из  взрослых.

7. Не играй с наступлением темноты.

 

Правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами

Запрещается:        

1. Бросать горящие спички, окурки в помещениях.

2. Небрежно, беспечно обращаться огнём.

3. Выбрасывать горящую золу вблизи строений.

4. Оставлять открытыми двери печей, каминов.

5. Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.

6. Использовать неисправную аппаратуру и приборы. 

7. Пользоваться повреждёнными розетками. Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.

8. Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

9. Оставлять без присмотра топящиеся печи.

10. Ковырять в розетке ни пальцем, ни другими предметами.

11. Самим чинить и разбирать электроприборы. 

        

        Правила поведения, когда ты один дома

1. Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку.

2. Не оставляй ключ от квартиры в “надежном месте”

3. Не вешай ключ на шнурке себе на шею.

4. Если ты потерял ключ – немедленно сообщи об этом родителям.

                            Правила безопасности при общении с животными

1. Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно  недружелюбном настрое.

2. Не стоит  пристально   смотреть  в  глаза собаке   и   улыбаться. В переводе с “собачьего” это значит “показывать зубы”, или говорить, что вы сильнее.

3. Нельзя показывать свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.

4. Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за  убегающей дичью.

5. Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна

6. Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород.  Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.

7. Не делайте резких движений, обращаясь с собакой или хозяином  собаки. Она может подумать, что  вы ему угрожаете.

8. Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др. 

Удачных каникул!


09.09.2021

·        День освобождения Донбасса
Цель: воспитывать уважительное отношение к исторической памяти родного края, формированию желание учащихся знать историю своей Родины, патриотизм, ответственность, стремление сохранять мир.

Форма проведения : устный журнал

Ход занятия

1 Организационный момент

(чтение стихотворений подготовленными учениками)

«Твои освободители Донбасс»
« Великий праздник на земле сегодня!
Не надо лишних слов и лишних фраз,
Как шли с боями, шли в пыли походной
Твои освободители Донбасс!
Героев тех навеки поименно 
Суровая история хранит…
К родной земле склоняем мы знамена,
На всю планету им салют гремит!»
Сегодня в нашем крае праздник, который по важности можно сравнить с Днем Победы. Это День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

2 Основная часть
А)История войны (рассказ учителя)

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Немецко-фашистские захватчики напали на нашу страну в 4 часа утра, когда все люди еще мирно и безмятежно спали. Над Киевом, Житомиром, Севастополем немецкие самолеты сбросили бомбы.

Враг был хорошо подготовлен, поэтому первые несколько месяцев советские войска были вынуждены отступать.

Уже в двадцатых числах октября 1941 года в Донбасс вступили немецкие войска.

Наш родной край привлекал к себе фашистских захватчиков по многим причинам. Донбасс называли «стальным сердцем» страны, «всесоюзной кочегаркой». Именно в Донбассе добывали уголь и плавили металл для изготовления оружия, танков и самолетов. Немцы стремились захватить Донбасс, чтобы лишить страну угля и металла

Б) Жизнь в оккупации

При вступлении войск немецких оккупантов в Макеевку 22 октября 1941 года в городе производились массовые аресты ни в чем не повинных людей :мужчин, женщин, детей. Арестовывали за активное участие в строительстве промышленности и культурных учреждений города, за то, что честно работали на производстве, за то, что отказывались работать в пользу немецких захватчиков. С целью запугивания мирного населения публично расстреливали целые группы людей.

Сегодня трудно поверить, что в районе Театра Юного Зрителя , например, в начале сороковых располагалось фашистское гестапо, в застенках которого были замучены тысячи макеевчан, а в районе парка «Пионерский» ( до этого Городской сад, после 2013 парк им. В.Г.Джарты) были расстреляны тысячи мирных жителей

Люди выживали, как могли:страдали от голода,ходили в соседние поселки обменивать свои последние вещи хоть на какие-то продукты питания.

Что же ело гражданское население? На первом месте стоял хлеб. Вареный буряк (свёклу), как лакомство, давали только детям. Морковь терли, сушили и пили потом морковный чай. Картофель распределялся по штукам на каждого члена семьи. Две картофелины в день считалось излишеством. Готовили лепешки из кукурузной муки — маторжоники. Картофельные очистки из немецких столовых гражданские разбирали по домам, мыли, варили или жарили.

Всех несогласных с новым режимом, немецкое командование расстреливало.

Очень много людей было угнано на принудительные работы в Германию.

За время оккупации на территории области было убито и замучано 174416 мирных граждан,149367 военнопленных, сломаны судьбы 252 тысяч граждан, угнанных в Германию, нанесен материальный ущерб в размере 30 миллиардов рублей. Эти цифры говорят нам, потомкам: "Не забывайте!"

В) Приют для детей «Призрение»

На территории Макеевки был организован приют для детей, чьи родители пропали. Но на самом деле этих детей использовали как доноров для немецких солдат. В этом приюте побывало около 600 детей от полугода до 14 лет.

Кормили детей ужасно: гнилой свеклой или сухой кукурузой, от которой аж зубы трещали. Несмотря на это, у детей регулярно забрали кровь для немецких раненых. После таких процедур многие дети ослабевали, не могли встать и погибали.

Сейчас на месте бывшего приюта установлен памятник и на нем высечено 120 имен тех, о ком сохранились сведения, но детей было намного больше.

Во сколько человеческих жизней Макеевке обошлись 22 месяца оккупации, точно не известно до сих пор. Сегодня на территории города обнаружено 13 братских могил. Сколько их еще, сколько солдат навсегда остались на полях сражений, счету не поддается. Цена свободы оказалось очень высокой.

Чтение отрывка из стихотворения

«Освободителям Донбасса»
Мы помним 43-ий год,
Когда израненный народ 
Ночами не смыкая глаз,
Боролся за родной Донбасс.
Шла жесточайшая война,
На битву встала вся страна.
Прошло с тех пор немало лет-
Событиям тем забвенья – нет!»

Д.Палий

Г) Партизанское движение

С оккупантами боролись и те, кто остался в тылу. Заслуги партизан очень велики.
Всего за время оккупации партизаны Сталинской области:

  • собирали сведения о количестве гитлеровских войск, их передвижении и передавали данные партизанам и командованию Красной Армии,
  • диверсии и саботажи на предприятиях,
  • пускали под откос  26 железнодорожных эшелонов.
  • Уничтожило  20 тыс. немецких солдат, офицеров, полицаев,
  • освободили от вывоза на работу в Германию мирных жителей,
  • прятали раненых солдат Красной Армии. И выводили их из окружения
  • уничтожали самолеты, танки, автомашины, склады с боеприпасами и продовольствием, взрывали мосты и шахты.

В Сталинской области действовало 180 партизанских отрядов, за время оккупации партизаны провели 600 боевых операций. Активные действия партизан и подпольщиков в Донбассе были неоценимою помощью воинам советской армии, способствовали скорейшему освобождению родного края, всей страны.

Д) Освобождение Донбасса

Во время отступления из Макеевки немцы вели себя особенно агрессивно, проявляя такое зверское отношение к жителям, какого не было даже в годы оккупации. Отступая, фашисты старались уничтожить все. Город был охвачен одним сплошным пожаром. Немецкая авиация громила все на своем пути.

Сначала устроили настоящий погром во всех домах поселка. Потом, уже перед самым отступлением, еще два дня все уничтожала авиация. Цель была одна: от Макеевки и ее жителей ничего не должно остаться. Но достичь ее фашистам так и не удалось, хотя ущерб городу был нанесен огромный. 
- Даже через четыре месяца после освобождения в Макеевке пахло гарью, - вспоминает председатель городского совета ветеранов Евгений Татаринов. Город был зверски изуродован фашистами. 

Не легче было и в первые месяцы после освобождения. Мужчин в поселке не было совсем. Остались только женщины и дети. Но работали дружно, только за первый месяц восстановили большую часть домов в поселке. А уже 1 октября 1943-го была открыта и школа. Первый класс тогда был очень разношерстный. Разница в возрасте «военных первоклашек» порой достигала семи лет! Непросто было. Чернила делали из свекольного сока и из бузины, а тетради изготавливали из всевозможных подручных материалов. В ход шли поля газет, книг и даже мешки из-под цемента. 
После учебы школьникам приходилось еще и не по-детски трудиться в колхозах, убирать урожай. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» был в сорок третьем девизом жизни миллионов советских людей.
Е) Высота 277,9

 Что такое Саур-Могила? Степь, бескрайняя степь, а посередине – высота, древний курган. На кургане – немцы, которые простреливают всю округу. Вот за этот курган и шла война

Больше чем на 270 метров возвышается Саур-могила над уровнем моря. В ясные тихие дни с вершины кургана простым глазом видны очертания Таганрога, расположенного в 60 километрах, и гладь Азовского моря. Здесь немцы и построили сильный узел сопротивления. Вырытые в горе катакомбы служили укреплениями, складами боеприпасов и убежищами, недоступными для артиллерии и авиации.

Вырытые в горе катакомбы надежно защищали от артиллерии и авиации. Штурм хорошо укрепленной высоты начался 18 августа 1943 года. А в последние дни лета развернулись особенно ожесточенные бои на склонах кургана, которые были превращены в многоярусные огневые позиции с многочисленными бронеколпаками, дзотами и блиндажами в несколько накатов. Кроме того, для обороны немцы использовали огнеметные танки и многочисленную артиллерию. Наступление советских войск с крутого склона еще больше осложняло взятие мощно укрепленной высоты, но командованием было принято решение о лобовом штурме.

Солдаты ползли вверх по кургану, а немцы закидывали их гранатами. Чтобы защититься от осколков и пуль, приходилось использовать тела убитых сослуживцев. Противник оказывал на подступах к Саур-могиле отчаянное сопротивление. В ночь на 28 августа гвардейцы нанесли сильные удары по врагу и заставили его откатиться к подножью кургана. Завязались ожесточенные бои за овладение высотой. Почти три дня длились они. В ночь на 30 августа 1943 года семнадцать разведчиков 293-го гвардейского стрелкового полка 96-й гвардейской стрелковой дивизии захватили вершину Саур-Могилы, неожиданно атаковав по крутому, лишенному растительности склону.

А еще очевидцы рассказывали, что во время боев за Саур-Могилу на ней была уничтожена вся растительность. Выжило только одно дерево. Возле него много позже установили чугунную плиту с надписью: «Это дерево – свидетель неслыханной храбрости и мужества советских воинов, которые дрались за твое счастье. Так будь же, друг мой, современник, бдителен на земле, которая полита кровью твоих отцов и братьев. Право требовать это они смертью в бою заслужили»…

Установить сколько солдат и офицеров полегло при лобовой атаке на крутом склоне, в настоящее время не представляется возможным. Хотя известно, что штурмовавшие высоту полки потеряли в атаках более половины своего состава.

После Великой Отечественной Войны на Саур-Могиле поставили первый памятник. Он представлял собой пирамиду высотой шесть метров. Пирамида была сложена из местного известняка. Наверху пирамиды была установлена красная звезда. Вокруг пирамиды была площадка, окаймлённая корабельной цепью. По углам стояли пушки, оставшиеся после местных боёв. У памятника была надпись, сообщавшая о потере 5-й ударной армией 23 238 солдат и офицеров.

 

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в День Победы.

Люблю подолгу слушать я

Их песни и беседы.

Я не прошу их повторять

Рассказов сокровенных:

Ведь повторять – опять терять

Товарищей военных,

Которых ищут до сих пор

Награды боевые.

Один сержант, другой майор,

А больше – рядовые.

Я знаю: Трудно каждый год

Рассказывать сначала

О том, как армия вперед

С надеждою шагала.

О том, какая там пальба,

Как в сердце метят пули…

- Судьба, - вздохнут они, -

Судьба! А помнишь, как в июле?

Я молча рядышком сижу,

Но, кажется порою,

Что это я в прицел гляжу,

Что я готовлюсь к бою.

Что те, кто письма пишут мне,

Уже не ждут ответа.

Что даже лето на войне –

Совсем другое лето.

Приходят к дедушке друзья

Отпраздновать Победу.

Все меньше их,

Но верю я: они опять приедут.

В. Степанов

 

Ж) Календарь Победы

С этой минуты Советские войска начали освобождать города и поселки Донбасса.

1 сентября 1943г освобождены г. Красный Луч, Штеровка, Снежное.

3 сентября –г. Дебальцево и Енакиево.

4 сентября – г. Никитовка.

5 сентября – г. Горловка.

6 сентября – г. Макеевка, Краматорск и Славянск.

8 сентября – г. Сталино, Красноармейск и Волноваха.

9 сентября- г. Старобешево.

10 сентября – г. Мариуполь.

К 14 сентября Красная Армия освободила всю территорию Донбасса

В Москве прозвучал салют 20 двадцатью артиллерийскими залпами из 224 из двухсот двадцати четырех орудий в честь войск, освобождающих Донбасс.

В знак торжества по случаю крупной победы в Донбассе , 8 сентября, в 20 часов столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует нашим доблестным войскам, освободившим Донбасс от немецких захватчиков,.
В тот день вечером весь Союз слушал по радио, как Москва салютует Донбассу… С того времени традиция отмечать салютом важные события закрепилась.
 


В результате Донбасской операции Красная армия продвинулась до 300 км, завершила освобождение Донбасса, разгромила 13 вражеских дивизий (в т. ч. 2 танковых.). Советской стране был возвращен важный угольно-металлургический район. Выход наших войск на рубеж Днепра и р. Молочная дал начало освобождению Северной Таврии, Правобережной Украины и Крыма. Около 40 соединений и частей, наиболее отличившихся в боях, получили почетные наименования : «Артемовские», «Горловские», «Мариупольские», «Славянские», «Таганрогские» и др.

Дивизия, которая отличилась при освобождении нашего города, была названа «Макеевской» и именно ее орудие установлено на площади Гвардейской рядом с нашей школой.

Через дорогу от орудия был установлен памятный знак с наименованиями всех войск, освобождавших Макеевку, а так же уложены мемориальные плиты на которых увековечены имена погибших воинов 320-й стрелковой дивизии, которая понесла большие потери при изгнании врага из Макеевки.

Куда б ни шёл, ни ехал ты, 
Но здесь остановись, 
Могиле этой дорогой 
Всем сердцем поклонись. 
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, — 
Навек запомни: здесь лежит 
Твой самый лучший друг. 
И для тебя, и для меня 
Он сделал все, что мог: 
Себя в бою не пожалел, 
А Родину сберёг.

 

 

3 Подведение итогов

Более 70 лет прошло с Дня Победы и конца войны. Но память о ней всегда будет жить в сердцах людей. Берегите мир, берегите жизнь, берегите Донбасс и помните о той цене, какой была завоевана Победа!

5 Работа над пословицей «Народ скажет, как завяжет»

       *Родина – мать, умей за нее постоять.

       *Человек без Родины, как соловей без песни.

      *Всюду хорошо, а дома лучше.

      *Каждому мила родная сторона.

      *За родной край жизнь отдай.

      *Нет в мире краше Родины нашей.

       *Всякая птица свое гнездо любит.

      *Родная землица и во сне снится.

6. Рефлексия

Край шахтерский становится краше, пусть минует любая беда.

О вас помнит Отечество наше, ветераны войны и труда.

Вам спасибо, что есть вы на свете, отдыхайте на старости лет.

Всем здоровья, любви, долголетия, на счету у вас много побед!


01.09.2021

Классный час «День знаний» 4 класс.

Цели: Настроить детей на учёбу, школьную жизнь. Способствовать сплочению классного коллектива. Создать благоприятную атмосферу в классе. Расширить знания обучающихся об истории школьных вещей. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде, в паре.

Ход мероприятия

Старательные девочки?  Здесь!
Умные мальчики?  Здесь!
Заботливые мамы?   Здесь!
Умелые папы?   Здесь!
Любящие бабушки?   Здесь!
Хорошо вы отдыхали?
Хорошо вы загорали?
Рады встрече вы сегодня?
А без школы вы скучали?

        Учитель: У каждого из вас лежат на партах половинки сердечек. Как вы думаете, что нужно сделать с этой половинкой?

        Учитель: Правильно! Найти вторую половинку сердечка, сесть за одну парту и рассказать друг другу о самом интересном, что произошло с вами летом. Поделитесь впечатлениями!

        Учитель: А теперь от всех летних впечатлений вернёмся к нашему школьному празднику!

 

Кажется, будто вчера мы стояли,
Весёлое время каникул встречали,
Которое после учебного года
Давно ль началось?
Но царица природа неумолима, и месяцы лета
В прошлом. И школьная форма надета.
Пара минут - и первый звонок
Вас позовёт опять на урок.
Школьные двери вновь распахнутся,
Ну, а сегодня - праздничный час!
С праздником я поздравляю всех вас.
Встретились снова друзья и подруги,
Наверное, много расскажут друг другу:
О том, что увидели, где побывали,
И что с кем случилось, пока отдыхали,
Я тоже порадуюсь - повод же есть –
Тому, что мы снова собрались все здесь,
Тому, что за лето вы все повзрослели,
Выросли, сил набрались, загорели.

        Ученик:

Учёба, здравствуй!
Школа, здравствуй!
Идём за знаньями в поход!
Сегодня праздник!
Школьный праздник!
Встречаем мы учебный год!

        Учитель: Я очень рада видеть вас, ребята. Вы очень выросли за лето и повзрослели. И это не удивительно. Школьная дорога привела вас в 4 класс. Это выпускной класс начальной школы. Еще совсем недавно вы были первоклассниками, а сегодня в начальной школе вы - самые старшие. Сегодня у нас радостный праздник - первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.

        Школьная жизнь - как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше - от одной ступеньки к другой, более трудной.

        Этот год - очень ответственный. Вы должны приложить максимум усилий, чтобы достичь самых лучших результатов. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам, но и будем учиться дружить. Ведь главное - чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком.

        Учитель: Проучившись вместе 3 года, вы должны понимать друг друга с полуслова. Я предлагаю это проверить. Давайте поиграем. Игра называется "Пойми меня".

        Главное условие: не называя слова, рассказать о задуманном предмете.

        Тема игры - школа и всё, что с ней связано. Мы разделимся на 2 команды, чтобы чувствовался соревновательный характер игры, которая состоит из 5 конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает жетон "Успех".

        1 конкурс «Доскажи словечко».

Кто шагает с сумкой книг утром в школу? /ученик/

Чтобы было, где писать, в школе вам нужна… /тетрадь/

Веселятся Коля, Лена, это значит… /перемена/

    Если всё ты будешь знать, то получишь в школе… /пять/

    Кто альбом раскрасит ваш? Ну, конечно,… /карандаш/

    Я сижу, едва не плача, очень трудная… /задача/

    В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс… /звонок/

        2 конкурс «Объясни словечко». Один человек от команды должен суметь объяснить слово, которое записано на карточке, не называя его вслух. Если знает команда, может отвечать. А также можно вести диалог с представителем команды, задавать уточняющие вопросы.

Участникам команд предлагаются карточки со словами:

доска

журнал

пенал

тетрадь

(После того, как слово отгадали, подготовленные дети рассказывают всем остальным обучающимся сведения из истории школьных вещей.)

        1 обучающийся (Доска).

        В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Аспидными они назывались потому, что доски эти были покрыты слоем серовато-чешуйчатого сланца - аспида. Сколько в те времена было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, стирали тряпочкой. Ничего не скажешь, хороша была доска - тетрадка: писать легко, буквы получались чёткими. Одно плохо - невместительная. Насколько же удобные нынешние тетрадки! С той поры прошло много лет. Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска - тетрадка! Только теперь она вон, какая громадная! На ней пишут не грифелем, а мелом.

        2 обучающийся (Журнал).

        Старику классному журналу лет столько, сколько и самой школе. Сейчас наш классный журнал - сама справедливость. Но было время (правда, очень давно, когда на свете не было ещё наших пап имам), когда классный журнал был не другом, а врагом учеников. Он подсматривал за учениками, ябедничал на них. То и дело в штрафном журнале появлялись, например, такие записи: "Ученик Петров был встречен на улице после 7 часов вечера" или "Ученик Смирнов в коридоре гимназии не соизволил поклониться учителю закона божьего. Оставить на 2 часа после уроков". Часто одна или несколько ябед в журнале служили причиной исключения ученика из учебного заведения с волчьим билетом. Это означало, что его обладатель навсегда лишался права где-нибудь учиться. Нынешние классные журналы рассказывают правду об учениках и желают им только добра.

        3 обучающийся (Пенал).

        У каждого ученика есть небольшой деревянный или пластмассовый сундучок, в котором хранятся бесценные сокровища школьников. Настоящее имя сундучка известно всем: это пенал. Вначале в сундучке хранили перья, а по-латыни "перо" будет "пена", отсюда и название - пенал.

        4 обучающийся (Тетрадь).

        Почему тетрадка зовётся тетрадкой? Её имя произошло от греческого "тетро", что значит "сложенный вчетверо". Ведь бумажный лист как раз и складывали в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.

        Учитель: А сейчас мы вспомним наши школьные будни и подвигаемся. «Музыкальная игра».

        3 конкурс «Все – как один». У каждого из вас есть листочек. Я объясняю слово, о котором, как вы думаете, идёт речь. Вы все на своих листочках пишите ответ (слово). В случае совпадения ответов всей команды, получаете жетон.

глобус.....библиотека

        Глобус        

        Это земной шар. С материками и океанами, горами и пустынями, городами и реками, полюсами и тропинками. Можно такой земной шар поднять рукой. Это модель земного шара, ей пользуются люди самых разных профессий (космонавты, астрономы), а также знакомятся школьники на уроках.

        Библиотека

        Это есть в любой школе - небольшая комната, где живёт тысяча, а то и больше молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит сюда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми и учёными друзьями. А они всем рады услужить. Эта комната называется…

        4 конкурс «Ассоциация». Какие слова вам приходят в голову при произнесении каких-либо слов. Например, когда говорят слово "перемена", я вспоминаю: весело, шум, отдых и т.д. 2 человека от каждой команды выйдут из класса, а командам я сообщу слова, к которым они подберут по 5 слов - ассоциаций. А два ученика постараются сделать как можно больше совпадений.

каникулы.....школа

        5 конкурс«Исправь ошибки». На доске текст.  Ваша задача – исправить ошибки.

        Ноступила поздняя осинь. Листя на диревях опали. Ветир качяет голые сучья. Дожть лёт как из ведра. Сыро осиню.

        Учитель: Молодцы! Вы хорошо и дружно поработали! Но думаю, что за этот год вы станете ещё дружнее. А помогут этому дела, которые будем проводить в классе.

        Учитель: А закончим мы наш урок клятвой учеников 4 класса.  Я буду читать начало, а вы будите заканчивать предложения.

Мы ученики 4-б класса в день начала учебного года клянёмся:

Никогда не ходить в школу….. /учитель/ с невыученными уроками.

Никогда не здороваться с учителями…/учитель/ набив рот жвачкой.

Никогда не носить сменную обувь… /учитель/ в одном пакете с бутербродами.

Никогда не открывать учебник… /учитель/ грязными руками.

Никогда не решать задачи… /учитель/ списывая их у соседа.

Никогда не открывать двери в класс… /учитель/ ударом ноги.

Никогда не приглашать родителей на родительское собрание… /учитель/ за 5 минут до его начала.

Никогда не заканчивать четверть… /учитель/ с плохими отметками.

Клянёмся!!!

/Подведение итогов/.

 

Учитель: Если ты с утра проснулся 
И увидел за окном: 
Все нарядны и с цветами, 
И веселья полон дом; 
Если видишь: на дороге 
Много школьников идёт – 
Значит, наступила осень, 
Начался учебный год! 
Промчались летние деньки, 
За парты вам пора, 
Опять вы все - ученики, 
Учёба - не игра!
Игра.

Учитель: Давайте скажем друг другу самые нужные слова, а заодно и вспомним буквы. Итак, я показываю букву, а вы называете слова - прилагательные на неё.
• Все мальчишки в вашем классе самые ... (С) - сильные, смешные, симпатичные, справедливые, спортивные ...
• Все девчонки в вашем классе самые ... (К) - культурные, красивые, кокетливые, классные ...
• А родители в вашем классе самые .. .(В) - взрослые, высокие, весёлые, внимательные, вежливые ... 
• А уроки самые ... (Д) - длинные, доброжелательные, добрые ...

 

 

 



08.05
Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто», 2 класс
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А. Твардовский
Ход классного часа
- Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.
Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
22 июня был выходной день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра...
И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь...
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной брестской крепости. Около месяца сражался ее героический гарнизон.
...Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были слишком неравные.
Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь Советского Союза. Вся страна от мала до велика поднялась на битву с врагом... И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали врага обратно в его логово.
Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто - отца или мать, кто - сестру или брата, кто - друга.

Победа досталась нам дорогой ценой.
Война была священной.
В этом не усомнится даже тот,
Кто, прилетев с другой планеты.
Земли историю прочтет.
Прочтет о том, как под луною
Страна возмездием жила.
Война священна, если Зоя,
Не дрогнув, к виселице шла.
Война священна. И Матросов
Всем сердцем лег на пулемет.
О, сколько русых и курносых
Во имя жизни смерть возьмет.
Они уйдут в сырую землю,
В рассветы, в травы, в зеленя,
До самой смерти веря, внемля
Всей правоте твоей, Москва!
Автор: В. Фирсов

- Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Более двадцати семи миллионов людей погибло в той страшной войне - каждый восьмой житель нашей страны.
В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Рассказ танкиста
Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей,
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит - не выглянуть из башен,
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка.
Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу...

Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Автор: А. Твардовский

О детях войны
Вместе со взрослыми тысячи ребят в красных галстуках встали на защиту Родины. Рядом с именами легендарных героев войны: Ивана Панфилова, Дмитрия Карбышева, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и многих-многих других - мы называем имена юных героев Советского Союза... Володя Дубинин, Валера Волков, Леня Голиков, Нина Сагайдак, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.

Что чувствовали, что переживали дети войны? Послушайте о девочке Тане Савичевой, историю которой знает весь мир. Она жила в Ленинграде и в самые жестокие дни блокады вела дневник, каждая страничка которого до сих пор обжигает сердца людей. Дыша на окоченевшие пальцы, Таня писала: «Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942... Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г. Дядя Ваня умер 13 апр. 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.... Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.... Савичевы умерли... Умерли все, осталась одна Таня...» Таня ненадолго пережила своих близких. Вскоре после этой последней записи умерла и одиннадцатилетняя Таня.

А вот воспоминания тех, кто выжил.
«В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю, отправили в лагерь Бухенвальд. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Из многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение. Выжила чудом».

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом,
Всей землей
Поклонимся за тот великий бой.
Автор: М. Львов

Свыше одиннадцати тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! Более трехсот раз повторен в годы войны бессмертный подвиг Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеской огневой точки. За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой».

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрет!
Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили!
Ложатся цветы на могильные плиты.
Нет! Никто не забыт, и ничто не забыто!

И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней. Это случилось 9 мая 1945 года.

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз - поклон земной!
Пойте, трубы, песнь победную!
Май, шуми на всю страну!
Слава выстрелу последнему,
Завершившему войну!

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с Великим днем!
С Днем нашей Славы! С Днем Победы!
Подведение итогов
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Сколько времени она продолжалась?
- Когда закончилась война?
- Кого из пионеров-героев вы запомнили?


Комментариев нет:

Отправить комментарий